По инициативе аппарата бизнес-омбудсмена Забайкальского края районными прокурорами внесены протесты о приведении в соответствие формулировок индикаторов риска на муниципальном уровне
Аппаратом бизнес-омбудсмена проведен мониторинг перечня индикаторов риска для проведения регионального и муниципального контроля.
В настоящее время срабатывание индикаторов риска является поводом для внеплановой проверки. Сами по себе индикаторы не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности говорят о наличии таких нарушений. Индикатор риска, как лампочка, если условная лампочка загорелась, а значит, сработал индикатор риска, орган контроля может инициировать внеплановую проверку, предварительно согласовав её с прокуратурой.
Муниципальные образования установили индикаторы риска, которые не отвечают принципам действующего законодательства. В абсолютном большинстве случаев индикатор риска на муниципальном уровне – это формулировка самого нарушения.
В частности, в положениях по муниципальному контролю в сфере благоустройства закреплялись такие индикаторы, как наличие мусора и иных отходов на прилегающей территории, наличие на тротуарах снега и наледи, незаконная вырубка деревьев.
Результаты мониторинга направлены для проведения проверки в краевую прокуратуру. Доводы аппарата Уполномоченного нашли свое подтверждение и районными прокурорами в адрес муниципальных образований были внесены 34 протеста и 1 представление.
Необоснованное применение индикаторов риска, не соответствующих требованиям закона, может привести к повышению административной нагрузки на бизнес.
Для решения проблемы требуется жесткий контроль над принятыми индикаторами и разработка на федеральном уровне единых типовых индикаторов риска для всех уровней контроля с тем, чтобы впоследствии их можно было адаптировать под конкретные особенности территории.