Проверок меньше – штрафов больше: об итогах контрольно-надзорной деятельности в регионе в 2020
Несмотря на официальное снижение количества проверок бизнеса в 2020-м году, суммы штрафов увеличились по сравнению с прошлым годом практически в два раза. В рамках работы над ежегодным докладом о результатах деятельности за 2020-ый год, Уполномоченным по защите прав предпринимателей проведен анализ административного давления на бизнес.
Согласно статистике, в прошлом году произошло общее снижение количества проверок со стороны контрольно-надзорных органов. Увеличение наблюдается только со стороны УМВД России по Забайкальскому краю.
- «В 2020-м году действовал мораторий на проведение проверок, чем и обусловлено официальное снижение их количества. Но эти показатели не учитывают данные мониторингов, систематических наблюдений и тому подобных мероприятий, которые бизнес оценивает, как проверку, а контролирующий орган – нет. Также в эту статистику не входят данные о проверках, проводимых органами прокуратуры. При этом в сложном 2020 году значительно вырос уровень штрафной нагрузки. Общая сумма наложенных штрафов составила 480 млн рублей, для сравнения в 2019-м году этот показатель был равен 270 миллионам», - рассказывает бизнес-защитник Виктория Бессонова.
Среди органов, оказавших наибольшую нагрузку по уровню штрафов, – УФНС России по Забайкальскому краю, Читинская таможня и Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора (+1630,0%, +119,8%, +66,7%). При этом остальные органы контроля показывают снижение общей суммы штрафов от 31 % до 64%.
- «Как показывает практика, наложение штрафа не всегда означает то, что предприниматель недобросовестно ведет свою деятельность. Играет роль правовая среда, в которой существует бизнес, те изменения, которые стремительно в ней происходят и профилактическая работа органов по их внедрению и освещению. Бизнес не всегда успевает как финансово, так и организационно адаптироваться к непрекращающимся изменениям законодательства. Поэтому эффективную работу контролирующих органов нужно оценивать не по уровню собранных штрафов и количеству проведенных проверок, а по фактическому состоянию той сферы, которая им подконтрольна. Тогда будет мотивация у контролера прийти и научить, а не прийти и наказать», - отмечает бизнес-омбудсмен.