Бизнес-омбудсмен обратилась в Федеральную антимонопольную службу России для проверки обоснованности роста цен на газ в Забайкальском крае
В аппарат Забайкальского бизнес-омбудсмена обратились три предпринимателя Читы и Борзи, которых волновал вопрос повышения отпускных цен на сжиженный углеводородный газ, реализуемый поставщиком ОАО «Читаоблгаз», вдвое.
Обращение от предпринимателей поступило в октябре текущего года. Они забили тревогу в преддверие отопительного сезона. Рост отпускных цен на сжиженный углеводородный газ автоматически приводит увеличению расходной части. Это неизменно приводит к повышению стоимости продукции, что в итоге отражается на конечном потребителе.
В ходе рассмотрения обращения Уполномоченным было установлено, что один из предпринимателей, находясь когда-то в поисках экономии и оптимизации бизнеса, отказался от услуг ПАО «ТГК-14» и перешел на автономное газовое отопление. Для его больше социального, нежели коммерческого проекта, такое решение было оправдано: предприниматель открыл детский досуговый центр в спальном районе города. Это позволило не только сдержать рост себестоимости предоставляемых услуг, но и сохранить рабочие места, в планах было поднять заработную плату сотрудникам. Однако скачок цен на газ ставит под вопрос дальнейшую стабильность бизнеса – предприниматель говорит о сокращении рабочих мест, повышении стоимости товаров и услуг, закрытии реализуемого социального проекта – семейно-досугового центра.
- Подобные жалобы мы получили сразу от трех предпринимателей, чей бизнес столкнулся с ростом отпускных цен на газ. При этом они уже понесли большие затраты, когда устанавливали газовое оборудование, переходя к более дешевому отоплению. Получается, что они были напрасными. Тогда для проверки обоснованности роста цен на газ уполномоченный обратилась в Федеральную антимонопольную службу России. Федеральная антимонопольная служба поручила региональной антимонопольной службе рассмотреть по существу, в том числе провести анализ увеличения поставщиком отпускной цены на СУГ. Необходимо было разобраться, имеются или отсутствуют в данной ситуации признаки нарушения антимонопольного законодательства, - сообщила Виктория Бессонова.
Кроме того, уполномоченный направила обращение в региональное министерство экономического развития с указанием на то, что кратное повышение цены на газ является фактором, существенно ограничивающим развитие предпринимательства, так как ранее хозяйствующие субъекты перевели свое производство, транспорт на газ для уменьшения расходов. Однако одномоментное увеличение розничной и мелкооптовой цены не привели к экономической эффективности ранее произведенных затрат. Обозначенная проблема может рассматриваться как один из элементов, влияющих на инвестиционный климат в негативную сторону. По мнению Министерства, в данной ситуации исключено прямое влияние государственных органов, но есть возможность влиять на конъюнктуру рынка с помощью установления мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка.
В свою очередь, Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю после проведенной проверки не выявила нарушений антимонопольного законодательства.
- Для квалификации нарушения по данной статье необходимо установить наличие двух признаков: наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке и злоупотребление этим положением. На рынке розничной торговли газомоторным топливом на территории Читы деятельность осуществляют три организации с примерно одинаковым годовым оборотом. И за последний календарный год их выручка не превышает 400 миллионов рублей, что автоматически дает им установленный Федеральным законом № 264 иммунитет. Их положение не может быть признано доминирующим на рынке, следовательно, нарушений «Закона о защите конкуренции», в том числе как и установления монопольно высокой цены, нет, - сообщило антимонопольное ведомство бизнес-омбудсмену.
Кроме того, УФАС сообщает, что по результатам мониторинга цены на сжиженный углеводородный газ, реализуемый ОАО «Читаоблгаз», с января по октябрь 2018 года выросли: мелкооптовые – на 49,8%, розничные цены на своих заправках – на 31,1%, в то время как рост закупочных цен на СУГ составил 50,9%. Рост розничных цен не превышал роста закупочных. Исходя из такой динамики хозяйствующие субъекты, осуществляющие мелкооптовую и розничную торговлю газом, вынуждены были пойти на постепенное увеличение цен. Ситуацию усугубляет отдаленность Забайкальского края от месторасположения основных заводов-производителей газа, что даёт ощутимое увеличение закупочной цены на сумму транспортных расходов от 5 до 10 тыс. рублей на тонну. В итоге получается высокая закупочная цена на сжиженный углеводородный газ.
На территории города Борзи сложилась подобная ситуация: рост закупочных цен на газ составил 50.9%, а рост мелкооптовых цен составил 50%. Здесь тоже рост розничных цен не превышал роста закупочных цен.
«В обоих случаях нарушений антимонопольного законодательства не установлено. По мнению антимонопольной службы, рост цен на сжиженный углеводородный газ прошел поэтапно и был обоснованным. Но для предпринимательства это существенный барьер для планируемого развития, более того, для экологически сложной обстановки в регионе отказ от данного вида топлива несет только отрицательные последствия», - считает Виктория Бессонова.