Виктория Бессонова: «ОРВ – это реальная возможность бизнеса влиять на принимаемые решения»
5 сентября в Забайкальской краевой филармонии состоялся круглый стол на тему «Оценка регулирующего воздействия как поиск баланса интересов между государством и бизнесом», который организовала уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае Виктория Бессонова совместно с региональным министерством экономического развития в рамках Гражданского форума Забайкальского края.
В дискуссии приняли участие представители министерства сельского хозяйства, образования и социальной политики, региональной службы по тарифам, администрации города Читы, общественной палаты края, различных предпринимательских объединений края в лице ТПП, Союза работодателей, Забайкальского союза предпринимателей, Крайпотребсоюза, Всероссийского некоммерческого партнёрства индивидуальных предпринимателей в сфере дошкольного образования и другие.
Оценка регулирующего воздействия (далее ОРВ) - процедура, в ходе которой анализируются проекты нормативных правовых актов с целью выявления в них положений, приводящих к избыточным административным и другим ограничениям в деятельности предпринимателей, а также к необоснованным расходам, как для бизнеса, так и для бюджетной системы Российской Федерации.
- Между бизнесом и властью нужно выстраивать диалог, и здесь ОРВ выступает отличным инструментом. Что это такое? Например, разрабатывается правовой акт, затрагивающий определенную сферу бизнеса. Но прежде чем он будет принят, у предпринимателей и экспертов спрашивают: а как это повлияет на бизнес? И этот диалог реально работает, - считает бизнес-омбудсмен Виктория Бессонова.
Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае очень активно принимает участие в процедурах оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов. Все проекты, проходившие оценку регулирующего воздействия у бизнес-омбудсмена, подвергались тщательной экспертизе, с обязательным внесением замечаний или предложений практически по каждому из них. В ряде случаев создавались специальные согласительные комиссии для обсуждения спорных моментов. За 2016 год бизнес-защитник Забайкалья оценила влияние 37 проектов нормативных правовых актов. В основном они касались рекламных конструкций, объектов нестационарной торговли, торговли алкогольной продукцией, транспортного обслуживания, господдержки бизнеса и контрольно-надзорной деятельности. Например, по замечаниям уполномоченного, высказанным к проекту Положения о нестационарных торговых объектах, проект неоднократно направлялся на доработку, в результате удалось придать стабильность таким правоотношениям и договор на размещение палатки, киоска теперь заключается на 7 лет. За 2017 год проведена оценка регулирующего воздействия 53 нормативно-правовых актов и их проектов, особое внимание уделялось вопросам транспортного обслуживания – согласительные процедуры с участием уполномоченного и представителей бизнеса занимали по нескольку часов. Необходимо отметить, что в 2017 году подавляющее большинство правовых актов, в отношении которых проведена процедура ОРВ, касались вопросов предоставления государственной поддержки и субсидий субъектам предпринимательской деятельности. Количество таких актов возросло практически в 3 раза.
– За 8 месяцев 2018 года аппарат уполномоченного участвовал в 34 процедурах ОРВ. Нередко наши заключения носят блокирующий характер и не позволяют принять губительные для бизнеса поправки, - отметила Виктория Бессонова. – Например, проект закона Забайкальского края «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий несовершеннолетних граждан» был снят с дальнейшего прохождения по результатам ОРВ, т.к. затрагивал интересы предпринимателей, увеличивая их финансовое бремя и ответственность. Однако сами представители бизнеса в этой процедуре не всегда активны, хотя для них это колоссальная возможность стать сопричастными к принятию тех или иных нормативно-правовых актов, реально повлиять на их реализацию, не допустить, чтобы некие законодательные изменения ущемили права предпринимателей или навредили бизнесу.
В Забайкальском крае процедуры ОРВ проводятся с 2014 года, и за это время было выявлено несколько весомых проблем: во-первых, не всегда разработчики нормативно-правовых актов охотно идут на контакт с предпринимательскими сообществами на стадии разработки проекта; во-вторых, предприниматели не проявляют активности в публичных обсуждениях, возможно, из-за недопонимание механизма ОРВ и потенциала его использования в своих интересах; в-третьих, обе стороны, порой, тоже не до конца понимают значимость процедур ОРВ, нередко игнорируют их, что приводит к принятию нормативно-правовых актов, отрицательно влияющих на предпринимательскую деятельность.
Поэтому целью круглого стола, прежде всего, было объяснить всем потенциальным участникам ОРВ их значимость в данной процедуре, а также обозначить шаги дальнейшего совершенствования этого механизма. В проекте резолюции заседания говорится о необходимости создания информационного ресурса (сейчас данная информация базируется на официальном сайте министерства экономического развития Забайкальского края и городского округа «город Чита»), где будет консолидироваться вся база по ОРВ; о внедрении вопросов налогообложения, установки тарифов и бюджетные правоотношения, которые были исключены, в сферу проведения ОРВ; о прохождении процедуры ОРВ после проведения правовой, антикоррупционной экспертиз, лингвистической проверки, если правовой акт подвергается существенной переработке (такая практика используется в городе Чите); о правовых последствиях неисполнения обязанностей по проведению ОРВ, вплоть до признания акта недействующим, а также правомочия уполномоченного органа на приостановку принятия актов, не прошедших процедуру ОРВ. Также была достигнута договоренность об адресном информировании заинтересованных лиц о проведении публичных консультаций, о формировании экспертных фокус-групп, о необходимости проводить очные формы обсуждений наиболее резонансных проектов нормативно-правовых актов с привлечением СМИ, а также о повышении компетенций в области ОРВ участников публичных консультаций, в том числе с помощью различных образовательных программ и курсов. В течение 10 дней участники круглого стола могут направить свои предложения, после чего резолюция будет принята.