Речь идет о расчете платы за тепло для предпринимателей без учета коэффициента периодичности. По обращению бизнес-омбудсмена Виктории Бессоновой в защиту интересов бизнеса краевое УФАС возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Как сообщил на публичных обсуждениях правоприменительной практики руководитель краевого УФАС Евгений Минашкин, организация и должностное лицо, нарушившие права предпринимателя, были оштрафованы на 150 тыс. рублей и 15 тыс. рублей, соответственно.
Всего же в 2017 году Уполномоченный по защите прав предпринимателей обращалась в антимонопольный орган с просьбой провести проверку более 10 раз. Например, по поводу техприсоединения к электросетям, передачи муниципального имущества без проведения конкурса, предоставления грантов, размера платы за тепло, установленных цен на древесину и на табак, и по другим вопросам. Но чаще всего факты ограничения конкуренции, о которых заявляли предприниматели, не подтверждались.
Также бизнес-омбудсмен затронула вопрос о необходимости изменения законодательства по единственному поставщику. По словам Евгения Минашкина, с единственным поставщиком заключены 30% государственных и муниципальных контрактов, а юрлицами осуществляется 90% закупок.
Предприниматели в своих обращениях рассказывают Уполномоченному о фактах, когда муниципальные контракты заключаются с единственным поставщиком под предлогом режима ЧС без проведения конкурса. При проверке оказывается, что режим ЧС был установлен незаконно, но расторгнуть такой контракт сразу после обнаружения нарушения не всегда возможно (например, во время отопительного сезона), что ведет к длящемуся нарушению прав предпринимателя.
Бизнес-омбудсмен отметила, что предусмотренной законом меры ответственности, штрафа 50 тыс. рублей, недостаточно, потому что он не стимулирует нарушителей соблюдать закон. Эта проблема отражена и в ежегодном докладе Уполномоченного, который 30 марта был направлен главе региона и федеральному бизнес-омбудсмену Борису Титову. В качестве решения Уполномоченный предложила проводить до заключения контракта предварительную проверку на предмет обоснованности объявления ЧС, а также дать предпринимателю возможность взыскать ущерб, причиненный из-за нарушений при заключении госконтракта по вине заказчика. Но для этого необходимы законодательные изменения.
Региональный УФАС сообщил, что в настоящее время готовятся предложения по решению этого вопроса, которые будут направлены в федеральную службу.
Также в рамках публичных слушаний были озвучены цели и задачи государственной политики по развитию конкуренции, основные направления Национального плана по развитию конкуренции на 2018 – 2020 годы и итоги работы Забайкальского УФАС по защите конкуренции за 2017 год.