Прокуратура проинформировала бизнес-омбудсмена Забайкалья о состоянии защиты прав предпринимателей в 2016 году
В 2016 году прокуратурой выявлено более 2000 нарушений в работе органов государственной власти и местного самоуправления, а также подведомственных им организаций. Чаще всего права предпринимателей нарушались при проведении проверок, размещении государственных и муниципальных заказов, оказании государственных и муниципальных услуг, нормотворческой деятельности.
Контрольно-надзорная деятельность
Соблюдение прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля стало предметом более 140 прокурорских проверок, инициированных в том числе Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае. Меры реагирования принимались в связи с превышением срока плановых проверок юридических лиц, что было установлено при проверке Государственной инспекции труда края, а в Государственной ветеринарной службе края выявлены факты несвоевременного уведомления предпринимателей о предстоящих внеплановых проверках (должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности). Случаи невнесения сведений о проверках в «Единый реестр проверок» выявлены в половине районов края, за неразмещение информации о 27 проверках оштрафован старший специалист Государственной ветеринарной службы края (привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ – штраф от 3 000 до 5 000 рублей).
В то же время, прокуратура сообщает, что количество проверок снизилось на 22% (с 10195 за 6 месяцев 2014 года до 8000 за 6 месяцев 2016 года). С учетом моратория на проверки малого бизнеса количество плановых проверок сократилось с 6,5 тыс. (2015 год) до 3 тыс. (2017 год). Однако число внеплановых проверок (около 6 тыс.) остается неизменным из-за большого количества жалоб от граждан. Основная их часть проведена Государственной жилищной инспекцией, Государственной трудовой инспекцией и Управлением Роспотребнадзора.
Среди мер по сокращению плановых и внеплановых проверок, которые принимает прокуратура, количество отказов в согласовании проведения внеплановых проверок увеличилось с 14% (6 мес. 2014 года) до 23,5% (6 мес. 2016 года). При формировании плана проверок на 2017 год из него исключено 413 незаконных контрольно- надзорных мероприятий (13%).
Размещение государственных и муниципальных заказов
С учетом дефицита краевого и муниципальных бюджетов, ведения бизнеса в условиях финансового кризиса остается актуальным надзор за соблюдением прав предпринимателей в бюджетной сфере, при размещении государственных и муниципальных заказов.
Так, после внесенного в адрес Министра сельского хозяйства и продовольствия края представления 3 сельхозтоваропроизводителям выплачена субсидия на возмещение затрат по приобретению техники свыше 3 млн. руб.
В трети районов края пресекались нарушения прав малого бизнеса на участие в государственных и муниципальных закупках. В связи с необеспечением объема закупок у таких предпринимателей и несвоевременным размещением отчетов об объеме закупок прокуратура внесла представления в Госохотслужбу края и УФССП края, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Мерами прокурорского реагирования устранены нарушения в ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края, допущенные при проведении электронных аукционов на выполнение работ по строительству домов для переселения из аварийного жилья в 3 поселениях и на выполнение работ по реконструкции моста через р. Могойтуй. Объявленные торги аннулированы, виновные лица привлечены к ответственности (по ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ – штраф до 3 000 рублей).
Нормотворческая деятельность
Еще одна мера защиты прав предпринимателей – недопущение принятия незаконных правовых актов и оспаривание уже принятых НПА.
В связи с противоречием правовых актов федеральному законодательству принесено 603 протеста, из которых рассмотрено и удовлетворено 545, внесено 6 представлений, по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 4 должностных лица.
Так, прокуратура разделила позицию Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае, о том, что поправки об обязательной видеосъемке в местах продажи алкоголя необходимо отклонить. Замечания прокуратуры касались нарушений в части защиты конкуренции, сложности правоприменения норм и возможной дополнительной финансовой нагрузки на бизнес. В результате поправки в закон края отклонены. По замечанию прокуратуры откорректирован проект постановления Правительства края «Об утверждении Порядка предоставления в 2016 году субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат по организации воздушного сообщения», необоснованно требовавший предоставления заявителями справок, заверенных печатью юридического лица.
Значительное число НПА, регламентирующих различные виды контроля, также оказалось вне закона. Так, по протесту заместителя прокурора края в административном регламенте по контролю (надзору) в сфере социального обслуживания Министерства социальной защиты населения края конкретизированы основания для включения проверок в ежегодный план. По аналогичным основаниям опротестованы два регламента по осуществлению различных видов контроля Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники края. По протесту отменен ежегодный план проведения проверок поставщиков социальных услуг, не согласованный с органами прокуратуры.
Гласность и прозрачность
В целях укрепления доверия со стороны предпринимателей к институтам власти обеспечены гласность и прозрачность надзорной деятельности. Ежеквартально с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае проходили заседания Рабочей группы. В 2016 году по результатам заседаний Рабочей группы по защите прав предпринимателей прокуратура провела проверки Министерства экономического развития и Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края, в ходе которых выявлены нарушения в сфере инвестиционной деятельности. По выявленным нарушениям внесены представления, нарушения законодательства устранены.