Чтобы удержать предпринимателей в Забайкалье нужно снизить налоговую нагрузку
Рост кадастровой стоимости земельных участков, земельного налога и арендной платы бизнес-омбудсмен Забайкалья Виктория Бессонова 20 декабря обсудила на заседании Совета по улучшению инвестиционного климата, взаимодействию с инвесторами и развитию государственно-частного партнерства.
Последствия введения налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости оказались печальными как для бизнеса, так и для инвестиционной привлекательности региона. Конечно, каждая категория бизнеса по-разному реагирует на изменение кадастровой стоимости, но больше всего расчет налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости ударит по строительной отрасли, торговле и предпринимателям, занимающимся операциями с недвижимостью (например, арендодателям, владельцам торговых площадей), как следует из выступления члена экспертной группы Забайкальского края по мониторингу внедрения стандарта АСИ Надежды Маргазовой. По сравнению с другими регионами, в Забайкальском крае на 2017 год установлена максимальная ставка по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости – 2%. При этом площадь налогового вычета, наоборот, минимальная – всего 150 кв.м. Льготными ставками по налогу в Забайкалье могут воспользоваться немногие: ставка снижена только на имущество, приобретенное для реализации инвестиционных проектов и на территориях опережающего развития.
Все это создает условия, при которых приобретать или улучшать недвижимое имущество просто не выгодно. Возможные последствия роста кадастровой стоимости и, соответственно, налога – это вывод капитала за пределы региона, отток бизнеса и населения, рост безработицы и инфляции и, в целом, снижение уровня жизни в Забайкальском крае. Постепенно назревает вопрос: а останется ли в Забайкальском крае бизнес вообще? По мнению предпринимателей, наш край становится неконкурентоспособным по сравнению с другими регионами.
Чтобы избежать излишней налоговой нагрузки на бизнес и улучшить инвестиционную привлекательность региона предприниматели предложили снизить ставку по налогу на имущество организаций до 0,95%, что на 10% ниже среднего показателя по России. Бизнес-омбудсмен Виктория Бессонова отметила, что это предложение крайне актуально, потому что даже при снижении стоимости кв.м., ставка по налогу продолжает расти. Кроме того, льготную площадь, не облагаемую налогом, предлагается увеличить до 1500 кв.м., что на 10% больше общероссийского уровня. Для ряда категорий бизнеса, по аналогии с лучшими практиками в других регионах, предлагается установить ставку в размере 0%. И, наконец, чтобы все эти меры принесли ощутимые плоды, их предлагается зафиксировать сроком на 10 лет.
В ответ на это первый заместитель председателя правительства Забайкальского края Александр Кулаков сообщил, что Забайкальский край остается дотационным регионом, а значит, ограничен в принятии таких решений. Пока Забайкалье не станет самодостаточным регионом, серьезных изменений не будет.
Кроме того, руководитель налоговой службы края Ирина Войлошникова подчеркнула, что для снижения ставок по налогу и установления льгот нужны расчеты, которые бы в цифрах показали экономическую эффективность этих мер. По ее словам, если оценить налоговую нагрузку на бизнес, получается, что 40 налогоплательщиков платят налог на имущество в размере 1% от своих доходов, а остальные и того меньше – 0,1-0,01%. Ирина Войлошникова заявила, что суммы по налогу адекватны доходам предпринимателей, и претензий от них не поступало, как нет и задолженностей по уплате налога. По данным налоговой службы, собираемость налога в 2016 году составила 96%.
Второй вопрос на повестке заседания Совета касался введения моратория на кадастровую стоимость. Фактически, мораторий означает, что кадастровая стоимость может быть снижена до уровня 1 января 2014 года. Предприниматель Денис Лукьянов на примере одного из обращений в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае показал, что работа по кадастровой оценке зачастую проведена не качественно, и земельный налог сильно завышен. По данным комиссии по спорам при Росреестре, куда можно обратиться за переоценкой, в среднем кадастровая стоимость, после обращения предпринимателя, снижается на 20-50%. Но добиваться справедливости и переоценки земельного участка предприниматели вынуждены за свой счет, а это значит, что им снова приходится нести серьезные убытки. По мнению бизнес-Уполномоченного было бы правильнее, если бы затраты по устранению некачественной работы нес оценщик, который ее и выполнил. От лица бизнес-сообщества края Денис Лукьянов обратился к участникам Совета с просьбой поддержать мораторий, который по его подсчетам позволит снизить земельный налог до 10 раз.
Руководитель Департамента госимущества Алексей Хосоев отметил, что, предпринимателям в крае принадлежат меньше 10% земель. Если бы при введении моратория существовал механизм дифференциации, то его, несомненно, ввели бы для земель, использующихся предпринимателями в коммерческих целях. Но дифференциации не предусмотрено, поэтому от моратория решено отказаться. Чтобы снизить нагрузку на бизнес, Алексей Хосоев призвал муниципальные образования снизить ставку по земельному налогу.
Руководитель администрации Читинского района Андрей Эпов рассказал о мерах, которые были предприняты для снижения нагрузки на бизнес по налогу, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости имущества. Так, в 2015 г. были установлены коэффициенты, нивелирующие увеличение кадастровой стоимости, а также принят расчетный коэффициент, который не позволил земельного налогу по землям сельхоз назначения вырасти больше, чем на 9%. В результате этих мер, налоговые поступления в бюджет не снизились. Однако в 22 из 23 муниципальных образованиях района по рекомендации Минфина установлены максимальные ставки по земельному налогу, что несомненно повлияло на его рост.
На вопрос Виктории Бессоновой, что за рекомендательные письма по установлению максимальных ставок рассылает Минфин, был дан ответ, что такие письма, действительно, приходят в муниципальные образования регулярно.
Еще одним пунктом повестки заседания Совета было утверждение плана заседаний на 2017 год. Из поступивших в адрес Министерства экономического развития 28 вопросов в план включено только 6 – по числу запланированных заседаний. Вопросы, не попавшие в план, обязательно будут рассмотрены на других площадках.