Заседание экспертной группы АСИ по Забайкальскому краю
1 августа 2016 года бизнес-омбудсмен Забайкалья Виктория Бессонова приняла участие в заседании Экспертной группы АСИ по Забайкальскому краю.
На заседании обсуждались проблемы забайкальского бизнеса. Так, много вопросов у бизнес-сообщества Забайкалья вызывает налог на имущество и земельный налог, высокая стоимость аренды, чрезмерная кадастровая стоимость, а также постоянное увеличение тарифов.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае, работая над этими проблемами бизнеса, провела сравнительный анализ ставок и льгот по налогу на имущество, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость. Так в Забайкальском крае установлены следующие ставки: 1% – 2015 год; 1,5% – 2016 год; 2% – 2017 и последующие годы, а вычет предусмотрен на величину кадастровой стоимости 150 кв. м. площади объекта недвижимого имущества.
Для сравнения: в Республике Бурятия на 2015 год установлена ставка 0,2%, на 2016 год – 0,3%, на 2017 год – 0,4%, на 2018 и 2019 годы – 0,5%, на 2020 год – 2%. Плюс ко всему, предусмотрен дифференцированный подход к минимальной площади объекта для определения налоговой базы: 300 кв.м. площади объекта недвижимого имущества, 100 кв.м. площади помещения. В Приморском крае ставки по налогу намного ниже, чем в среднем по России: 0,2% – 2015 год; 0,5% – 2016 год; 0,6% – 2017 и последующие годы, а вычет предоставляется в совершенно ином порядке – 20% от кадастровой стоимости объекта.
В Республике Саха (Якутия) и Иркутской области налог на имущество, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость, вообще до сих пор не введен. Там, а также в Красноярском крае, Калужской области, Еврейской автономной области, Тверской области и Курской области налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества. В Татарстане налог подлежит начислению в населенных пунктах с численностью населения свыше 145 000 человек.
При этом, в Забайкальском крае 1637 объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость. А, например, в Сахалинской области их всего 19. Очевидно, что вопрос ставок и льгот по этому налогу для забайкальского бизнеса стоит очень остро. Данные анализа наглядно показали, что в Забайкалье ставки выше, а льготы, наоборот, ниже, чем в большинстве других регионов. В сложившейся экономической ситуации предложения о снижении налоговых ставок вполне своевременны, а значит требуется изменение закона. Сейчас же закон слишком «жесткий».
Уполномоченным был проанализирован и земельный налог – начиная с 2014 года наблюдается его кратное повышение. Что касается ставок, то они принимаются без экономического обоснования, что нарушает нормы налогового кодекса.
Снизить земельный налог можно 2 способами: изменить кадастровую стоимость земельного участка или изменить саму ставку земельного налога решением представительного органа местного самоуправления. И предприниматели нередко обращаются за оспариванием кадастровой стоимости земельных участков. Только в Чите за 2015-2016 годы было подано 163 заявления в Комиссию по оспариванию. Однако у этого способа есть ряд недостатков. Во-первых, предпринимателю приходится за свой счет проводить независимую оценку земельного участка, и дальше обращаться в комиссию по оспариванию или в суд. Во-вторых, размер земельного налога уменьшается только для конкретного земельного участка, а проблема в целом так и остается неразрешенной. Это значит, что последуют новые заявления об оспаривании уже от других предпринимателей. На запрос Уполномоченного о пересмотре кадастровой оценки земли Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края ответил, что не видит в этом необходимости.
Этого вполне можно избежать, если органы местного самоуправления изменят ставку земельного налога. Предприниматель не понесет дополнительных убытков, саму ставку можно будет снизить в таком объеме, который одновременно не навредит местному бюджету и учтет платежеспособность предпринимателей. К тому же, размер земельного налога в таком случае уменьшается сразу для целой категории налогоплательщиков, а не только для одного человека. Этот же механизм можно использовать при регулировании вопросов арендной платы за землю.
Ранее главам всех муниципальных районов и поселений уже было направлено предложение бизнес-защитника по снижению налоговой нагрузки на предпринимателей. Ответ на сегодняшний день пришел только от 10 их них, а поддержали предложение Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае только 2: городской округ «Город Чита» и городское поселение «Город Краснокаменск».
С этой же позицией Виктория Бессонова планирует выступить на предстоящем Совете по улучшению инвестиционного климата, взаимодействию с инвесторами и развитию государственно-частного партнерства.