Бизнес-Уполномоченный Забайкалья организовала проведение налогового семинара в Чите
На встречу по теме «Налоговые проверки» пришли предприниматели не только столицы Забайкальского края, но и других районов. После выступления сотрудников Управления ФНС по краю, которые рассказали о видах проверок, порядке и сроках проведения, полномочиях налоговых органов и обязанностях налогоплательщиков, а также доступно изложили механизм оспаривания результатов проверок, из зала стали поступать многочисленные вопросы.
Предпринимателей интересовали практические аспекты проведения проверок, взаимодействие налоговых органов и налогоплательщика. Оживленную дискуссию вызвала тема применения Концепции системы планирования ВНП. Уполномоченный отметила, что, начиная с 2012 года количество выездных налоговых проверок снижается (2012 г. - 518, 2013 г. - 383, 2014 г.- 268, за 9 месяцев 2015 г. – 151), однако при этом увеличивается продолжительность проверок – с 75 дней в 2012 году до 124 дней в 2015, а также суммы доначислений за одну ВНП (2012 г. – 3462 тыс. руб., 2013 г. – 3 716 тыс. руб., 2014 – 5 684 тыс. руб., 2015 – 7 582 тыс. руб.). Предприниматели указали на непрозрачность действий налоговых органов при принятии решения о проведении проверки: у налогоплательщика отсутствует возможность не согласиться с примененным к нему основанием, установленным Концепцией, представить свои пояснения по примененным критериям риска до прихода проверяющих. Много нареканий было высказано в адрес сотрудников налоговых органов по порядку проведения ВНП, поведению контролирующего. Предприниматели приводили примеры из своей деятельности, когда действиями налоговых органов в ходе ВНП нарушался нормальный хозяйственный оборот участника рынка. Был поднят еще очень важный вопрос – ответственность сотрудника налогового органа в случае, когда действия, бездействия, решения налоговых органов оспорены в суде и признаны необоснованными. Предприниматели считают, что отсутствие такой реальной ответственности, ведет к безнаказанности, результатом чего становиться формирование отношения к налоговой службе как к карательному, репрессивному органу, действия или бездействия которого влекут негативные последствия на фоне причинения крупного ущерба предприятию.
Виктория Бессонова резюмировала, что предприниматели видят необходимость проведения профилактической работы налоговой службой, когда налогоплательщику, в том числе на примерах, будет доводиться информация о правильности ведения бухгалтерского, финансового, налогового учета, а также так называемая допроверочная работа с предпринимателями, которые находятся в «зоне риска». Информация об основании проведении ВНП должна быть доступна для налогоплательщика, у которого должно быть право не согласиться с таковым. Иначе, складывается общее впечатление, что проверяют тех, у кого есть что взять, или по другим субъективным причинам. Необходимо более широко распространить налоговый контроль в форме проведения профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению налоговых правонарушений, а также повышать уровень налоговой дисциплины налогоплательщика и ответственности работника налогового органа.